Украинцы будут зарабатывать на пенсии, инвестируя в строительство дорог

Автор: John Дата: 31.08.2018 Просмотров: 10 Комментарии: 0

Депутаты хотят наделить теробщины правом выпускать «инфраструктурные» облигации

В Верховной Раде придумали, где взять деньги на строительство мостов, дорог, аэропортов и прочих инфраструктурных проектов в глубинке. Для этих целей предлагают учредить в Украине принципиально новый инструмент привлечения финансовых средств в регионы - фонды местного развития.

Соответствующие нормы содержит законопроект №9023 «Об облигациях фондов местного развития», зарегистрированный в парламенте группой депутатов от БПП и НФ. Среди авторов документа, кроме прочего, значатся заместители финкомитета Рады Михаил Довбенко и Руслан Демчак.

Его фундаментальными нововведениями являются:

Фонд местного развития – это юридическое лицо, созданное органом местного самоуправления исключительно для организации финансирования инфраструктуры за счет средств от размещения облигаций;
Право эмиссии облигаций расширяется на областные, районные, поселковые и сельские рады (сегодня подобное право имеют лишь городские советы);
Фонд может «обслуживать» несколько территориальных громад;
Средства могут быть потрачены только на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры, предназначенных для удовлетворения потребностей громад;Доходность облигаций и риски обеспечиваются бюджетом громады.

Финансовая децентрализация

На местах уже есть инструменты привлечения финансирования для региональных проектов - выпуск облигаций местных займов и облигаций предприятий. Но у них есть существенный минус. Корпоративные бумаги могут выпускать только предприятия, а облигации местных займов – только городские советы.

Между тем, территориальные громады растут, как на дрожжах. И они также нуждаются в инструменте привлечения заемных средств. Им и должны стать фонды местного развития. Законопроект разрешает эмиссию облигаций областным, районным, поселковым и сельским советам.

«Законопроект довольно прогрессивный для нашего государства. Примечательно, что проект дает возможность объединиться нескольким громадам ради реализации совместных проектов и распоряжаться «живыми» деньгами, что теоретически в будущем может приносить прибыль, и станет дополнительным стимулом для создания сильных территориальных общин», - рассказал UBR.ua, управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский.

Четкий механизм

Особенностью документа является четко прописанный механизм формирования и функционирования фонда местного развития. Фонд – это прежде всего юридическое лицо, имеющее право на эмиссию.

«Право на их создание предлагается предоставить соответствующим советам. Руководить фондом будет глава совета, при котором создается такой фонд. А при сотрудничестве нескольких советов - глава того совета, который инициировал такое сотрудничество», - рассказал UBR.ua партнер юридической компании «Волхв» Виктор Дубовик.

При этом руководитель фонда не имеет права распоряжаться его средствами, заключать договоры с банком, открывать в нем текущий и другие счета, кроме эскроу-счета. Неплохо прописана и система сдержек и противовесов: контроль за расходованием средств разделен между наблюдательным советом, администратором фонда, подрядчиком, техническим контролером и банком эскроу-агентом. Все лица, участвующие в процессе, должны быть никак не связаны между собой, чтобы избежать коррупционной составляющей в деятельности фонда.

Но инвесторы не пойдут

Однако инвестиционные аналитики сомневаются в эффективности затеи. И причина, к сожалению, хорошо известна – в нашей стране законы не исполняются. Даже идеальные нормативные акты бессильны перед коррупцией на местах. При этом обилие законов и практик без реального воплощения только создают хаос на местах.

«Система отчетности и учета в муниципальных финансах построена у нас таким образом, что, если вы хотите что-то украсть, то лучше этой системы вы просто ничего не придумаете. Все эти надстройки в принципе будут только ухудшать ситуацию и размывать систему контроля над местными финансами. В начале нужно приводить в порядок работу и отчетность муниципалов, а потом лепить к ним Фонды. А то выходит, что мы на запорожец вешаем фары от порше и гордимся этой новацией. Нам этот прогнивший рынок не интересен», - прокомментировал UBR.ua инвестор, пожелавший остаться неизвестным.

Опасения инвесторов разделяет и Виктор Дубовик.

«Наличие проблем при утверждении местных бюджетов советами может негативно повлиять на популярность такого инструмента инвестирования», - считает юрист.

Инвестору важно получить гарантии возвратности средств, однако согласно документу государство не несет ответственности за погашение облигаций фонда местного развития.

В то же время аналитики инвестиционного рынка отмечают, что, хотя ажиотажа среди инвесторов законопроект и не вызовет, в случае активного продолжения пенсионной реформы, эти изменения могут создать хороший инвестиционный климат для территориальных громад.

«В теории законопроект дает возможность громадам финансировать в долгосрочные проекты, не дожидаясь накопления на счетах необходимых для их реализации сумм. В то же время не факт, что такие инструменты станут популярными среди инвесторов. Пока что мы видим, что спрос на более понятные корпоративные и муниципальные облигации очень скромный. Но в будущем, если будет внедрен второй уровень пенсионной системы, спрос на такие инструменты может появиться», - прогнозирует руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Второй уровень пенсионной реформы предполагает создание фонда, который будет вкладывать пенсионные накопления граждан в перспективные проекты, и принятие законопроекта №9023 может как раз создать обширную платформу для инвестиций неправительственных пенсионных фондов в развитие территориальных громад. Другими словами, будущие пенсионеры станут зарабатывать себе пенсию, инвестируя в реформу децентрализации.

Комментарии

Написать комментарий